Оцинкованная листовая сталь получила широкое распространение. Она встречается одинаково часто и в промышленности, и в строительстве, и в народном хозяйстве. Востребованность материала обуславливается его качественными характеристиками: цинковое покрытие значительно увеличивает ресурс изделий, препятствует коррозии, обеспечивает дополнительную прочность и привлекательный внешний вид.
Металлопрокат с оцинковкой производится путем нанесения специального сплава (цинкового или железоцинкового) на лист стали. Технология выполняется в строгом соответствии с требованиями ГОСТ, что гарантирует диффузию – проникновение молекул основы и верхнего слоя друг в друга. Благодаря этому формируется надежное сверхпрочное скрепление материалов, не разрушаемое при проведении обработки и в процессе продолжительной эксплуатации. Популярность изделий обуславливается наличием таких преимуществ, как:
Используется оцинкованный лист в различных сферах. На его основании штампуются кровельные настилы, стеновые покрытия, корпуса, емкости, изделия, применяемые в химической, автомобильной, пищевой, строительной отраслях. Достигается широкое распространение материала не только благодаря его уникальным характеристикам, но и ввиду доступности разнообразных способов обработки. К числу наиболее востребованных относятся окраска и вальцовка, холодное профилирование, штамповка.
Применение перечисленных методик позволяет создавать водопроводные трубы, водостоки, кровельные доборы, профилированный настил, в том числе с полимерным покрытием, штрипсы, монтажные лотки для кабелей. Листовая оцинкованная сталь является хорошей базой для изготовления перфорированного крепежа и разнообразных кронштейнов. Ее задействуют для получения штакетника и элементов фальцевых кровель. Возможность высокоточной резки в размер позволяет использовать лист металла с оцинковкой для создания изделий нестандартных и сложных форм. Применение готовой продукции допускается практически в любых условиях.
Оцинкованные листы – это отличное решение для создания разнообразных конструкций. А все за счет высоких эксплуатационных характеристик цинка. Такой материал можно применять при создании водостоков, ведер и цистерн. Отлично подходят стальные профили для создания каркасов для последующей отделки.
Из оцинкованных листов создают кузова автомобилей, а также ровный и рифленый профиль. Больше того, этот материал применяют для создания труб и запорной арматуры. Но чаще всего данный материал применяют в случаях, когда подразумеваются повышенные требования к устойчивости конструкции или отдельных элементов к разнообразному внешнему воздействию.
Так, оцинкованные листы, толщина которых составляет один миллиметр, получили широкое распространение в сфере машиностроения. На их основе изготавливают различные виды приборов. А вот листы, толщина которых составляет пол миллиметра, чаще всего применяют для обустройства кровли. Однако в продаже можно найти оцинкованные листы, имеющие толщину почти два миллиметра.
Что же касается габаритов листов, то в длину они обычно имеют два или два с половиной метра. В ширину они бывают от семидесяти сантиметров до почти двух метров.
Оцинкованные листы делятся на несколько видов профилей. Они бывают:
К слову, профили, предназначенные для холодной штамповки, делятся еще на несколько подвидов. Здесь все зависит от возможностей к вытяжке. Последняя бывает нормальной, глубокой и весьма глубокой. Маркировка в данном случае выполняется буквами «Н», «Г» и «ВГ» соответственно.
Также стоит учесть, что оцинкованные листы делятся на классы по толщине. Они могут быть нормальной разнотолщинности и умеренной. Маркируется листы буквами «НР» и «УР» соответственно.
При производстве листов с оцинкованным покрытием обязательно должны соблюдать все требования ГОСТа. Если эти требования будут нарушены, то качество материала будет нарушено и он не прослужит долго. Поэтому оцинкованные листы обязательно проверяются по таким параметрам, как толщина цинкового слоя – по всей поверхности она должна быть одинаковой. Края поверхности при этом не должны быть рваными – такой дефект является недопустимым.
Кроме того, на поверхности листов не должно быть никаких наплывов. А после механической обработки оцинкованной поверхности на ней не должно оставаться никаких дефектов. Если таковые остаются, то это серьезный качественный недостаток материала.
Выше уже упоминалось о достоинствах, которыми обладают оцинкованные листы. Однако было бы несправедливо не упомянуть о том, что данный материал имеет и определенные недостатки. Их немного, о они есть. Таковыми являются:
Кроме того, оцинкованные листы требуют выполнения определенных подготовительных операций в том случае, если их нужно покрасить. Красить без подготовки такой материал нельзя!
Каким бы надежным ни было оцинкованное покрытие в процессе транспортировки необходимо создать для данного материала определенные условия. Так, нельзя допускать, чтобы на материал воздействовала влага или на нем собирался конденсат. Поэтому в случае, когда оцинкованные листы будут перевозиться дальше, чем на двести километров, то для их транспортировки следует использовать грузовой автомобиль с крытым кузовом.
Также в процессе транспортировки необходимо предупредить деформацию листов. Поэтому их следует укладывать строго горизонтально. Чаще всего проблемы возникают с кромкой материала. Это самая уязвимая часть листов, которую проще всего погнуть. Однако такая проблема возникает только с теми листами, толщина которых менее двух с половиной миллиметров. Кроме того, следует помнить о том, что очень тонкие листы имеют острые края. Поэтому при работе с ними следует соблюдать осторожность, так как можно порезать руки.
В том случае, когда необходимо перевезти очень большое количество листов по неровной дороге, то материал необходимо предварительно закрепить специальной лентой из прочной стали. Это позволит свести к минимуму возможные деформации и повреждения листов и оцинкованного слоя.
Очень важно, чтобы при транспортировке оцинкованных листов между ними не попадала грязь и пыль. Дело в том, что частички песка или просто пыли могут в процессе транспортировки выполнять роль абразивного вещества, которое будет оказывать разрушительное воздействие на оцинкованный слой.