Шамот

Шамот глинаШамот представляет собой глину огнеупорную, обожженную до потери пластичности, а также удаления из ее состава химически связанной воды. Глину для обжига подготавливают в виде брикетов (изготавливают на специальных ленточных либо вальцевых прессах) либо кусков неправильной формы. Обжиг осуществляют в шахтных, вращающихся и иных печах. Высокожженный шамот получают путем обжига при температурах от 15000Со 12000С. Уровень спекания шамота высокожженного характеризуется водопоглощением (оно может составлять от 10% до 2%). После обжига шамот дробят посредством специальных мельниц до порошкообразного состояния. Порошок шамота бывает мелкозернистым и грубозернистым. Величина помола определяется удельной поверхностью (она может оставлять примерно 800см/г).

Керамическая шамотная масса, применяемая в промышленности, является огнеупорной глиной, в которую добавили шамотный порошок. Благодаря введению шамота уменьшается пластичность и усадка изделий при обжиге и сушке. При добавлении шамотного порошка в глину можно создавать монументальные скульптуры, вес которых превышает 250 килограмм, чего достичь практически невозможно, применяя в качестве материала глину с добавкой песка либо однородную глину.

Обычно и шамотную керамическую массу, и шамотный порошок называют общим термином «шамот». Однако это не совсем верно. Шамотная масса позволяет создавать разнообразные элементы архитектурного декора (капители, пилоны, колонны) и такие декоративные изделия, как: облицовочная плитка, светильники, мелкая скульптурная пластика, напольные вазы, рельефное панно, фонтаны, камины и многое иное. Сформованные изделия длительный период сушат без пропарки в формах, после чего подвергают обжигу при высоких температурах. На практике используется большое количество рецептур шамотных масс. Количество в керамической массе шамотного порошка, величина зерен порошка и используемой глины, количество содержащейся воды, длительность и температура обжига – все эти факторы воздействуют на полученную фактуру и цвет поверхности изделия, а также способ его формообразования. Для каждого из приемов работ (формование крупного изделия, лепка мелких скульптур, набивка либо литье в гипсовые формы, формовка на круге гончарном) применяются различные шамотные массы. Работающие с шамотом скульпторы и керамисты имеют свои, проверенные временем и практикой методы обращения с данным материалом, однако они не перестают экспериментировать с шамотными порошками и разными видами глин. Известно несколько десятков вид глин, отличающихся как по цвету, так и по своим химическим и физическим характеристикам.
Благодаря присущим шамоту замечательных эстетических качеств, он позволяет открывать в творчестве новые грани и возможности. После обжига изделия из шамота могут приобрести коричнево-красные оттенки, либо теплые песочные. Вне зависимости от используемых технологий, цветовая гамма шамотных изделий может варьировать в довольно широком диапазоне. Кроме этого, используется большое количество окрашивающих пигментов, составов и способов окрашивания шамота. Большую часть красок, используемых для окрашивания керамики, также можно применять и для работы с шамотом.

Однако, применительно к шамотным изделиям в качестве основных красок принято рассматривать глазури, которые образуют на их поверхности стекловидное покрытие. Глазури, фактически, - это легкоплавкие стекла, для изготовления которых используют те самые компоненты, что и при изготовлении обычного силикатного стекла. Дополнительно в глазури добавляются разнообразные жаропрочные оксиды металлов и пигменты. Благодаря огромному количеству разновидностей глазури, шамотные изделия, покрытые ими, могут отличаться по цвету и по фактуре. После того, как глазурь будет нанесена, изделие кратковременно обжигают (от 30 до 10 минут) при температуре от 11500С до 9000С. Глазури, в зависимости от входящих в их состав примесей, могут быть непрозрачными либо прозрачными, обретать фактуру и поверхность гладкую, напоминающую бархат, крокодиловую кожу и т.д. Содержащиеся в глазури пузырьки воздуха при отражении света создают дополнительный опаловый эффект. Также можно добиться и металлизации поверхности шамотного изделия (применением определенных параметров обжига, особой газовой среды в печи и определенного состава глазури с присутствием в нем оксидов металлов).

Шамот отлично гармонирует с металлами, натуральным камнем, венецианской штукатуркой. Среди его достоинств можно упомянуть о его чрезвычайной устойчивости к воздействию вредных факторов техногенного происхождения и природно-климатических. Также он обладает очень высокой прочностью (как у натурального камня), морозоустойчивостью и долговечностью. Шамотной плиткой облицованы фасады многих построек Москвы и европейских городов.