Шамот
Керамическая шамотная масса, применяемая в промышленности, является огнеупорной глиной, в которую добавили шамотный порошок. Благодаря введению шамота уменьшается пластичность и усадка изделий при обжиге и сушке. При добавлении шамотного порошка в глину можно создавать монументальные скульптуры, вес которых превышает 250 килограмм, чего достичь практически невозможно, применяя в качестве материала глину с добавкой песка либо однородную глину.
Обычно и шамотную керамическую массу, и шамотный порошок называют общим термином
«шамот». Однако это не совсем верно. Шамотная масса позволяет создавать
разнообразные элементы архитектурного декора (капители, пилоны, колонны) и такие
декоративные изделия, как: облицовочная плитка, светильники, мелкая скульптурная
пластика, напольные вазы, рельефное панно, фонтаны, камины и многое иное.
Сформованные изделия длительный период сушат без пропарки в формах, после чего
подвергают обжигу при высоких температурах. На практике используется большое
количество рецептур шамотных масс. Количество в керамической массе шамотного
порошка, величина зерен порошка и используемой глины, количество содержащейся
воды, длительность и температура обжига – все эти факторы воздействуют на
полученную фактуру и цвет поверхности изделия, а также способ его
формообразования. Для каждого из приемов работ (формование крупного изделия,
лепка мелких скульптур, набивка либо литье в гипсовые формы, формовка на круге
гончарном) применяются различные шамотные массы. Работающие с шамотом скульпторы
и керамисты имеют свои, проверенные временем и практикой методы обращения с
данным материалом, однако они не перестают экспериментировать с шамотными
порошками и разными видами глин. Известно несколько десятков вид глин,
отличающихся как по цвету, так и по своим химическим и физическим
характеристикам. Однако, применительно к шамотным изделиям в качестве основных красок принято рассматривать глазури, которые образуют на их поверхности стекловидное покрытие. Глазури, фактически, - это легкоплавкие стекла, для изготовления которых используют те самые компоненты, что и при изготовлении обычного силикатного стекла. Дополнительно в глазури добавляются разнообразные жаропрочные оксиды металлов и пигменты. Благодаря огромному количеству разновидностей глазури, шамотные изделия, покрытые ими, могут отличаться по цвету и по фактуре. После того, как глазурь будет нанесена, изделие кратковременно обжигают (от 30 до 10 минут) при температуре от 11500С до 9000С. Глазури, в зависимости от входящих в их состав примесей, могут быть непрозрачными либо прозрачными, обретать фактуру и поверхность гладкую, напоминающую бархат, крокодиловую кожу и т.д. Содержащиеся в глазури пузырьки воздуха при отражении света создают дополнительный опаловый эффект. Также можно добиться и металлизации поверхности шамотного изделия (применением определенных параметров обжига, особой газовой среды в печи и определенного состава глазури с присутствием в нем оксидов металлов). Шамот отлично гармонирует с металлами, натуральным камнем, венецианской штукатуркой. Среди его достоинств можно упомянуть о его чрезвычайной устойчивости к воздействию вредных факторов техногенного происхождения и природно-климатических. Также он обладает очень высокой прочностью (как у натурального камня), морозоустойчивостью и долговечностью. Шамотной плиткой облицованы фасады многих построек Москвы и европейских городов.
|