Транспортировка нефтепродуктов, технических жидкостей, топливных смесей проводится исключительно с использованием специализированных рукавов, устойчивых к контакту с агрессивными химическими веществами. Применение стандартных шлангов недопустимо, так как они не обладают ни устойчивостью к воздействию химически активных соединений, ни достаточной прочностью, их повреждение и, следовательно, разгерметизация может привести к розливу легковоспламеняющейся жидкости.
Рукава маслобензостойкие изготовлены из особого высокотехнологичного полимера, способного выдерживать на протяжении долгого времени контакт с различными нефтепродуктами — от высокооктанового бензина до минерального масла. Конструктивные особенности и точный подбор материалов для изготовления рукавов дают им возможность находить применение в любых системах — бытовых или промышленных.
Все маслобензостойкие рукава делятся на три основных вида в соответствии с их назначением. Напорные рукава предназначены для эксплуатации в системах высокого давления, так как их конструкция предусматривает комплексную защиту от деформации. Рукава всасывающие применяются в системах, где создается давление равное атмосферному или ниже его. Выпускаются также универсальные рукава, которые можно эксплуатировать как при высоком давлении системы в качестве напорных, так и при пониженном в качестве всасывающих.
Изготавливать маслобензостойкие рукава можно как из резины, так и из ПВХ или иных устойчивых к химическим воздействиям полимеров. Большое значение при этом имеет вид армирования изделий с помощью текстильной либо проволочной оплетки, расположенной в наружных или внутренних слоях. По этим признакам они делятся на три группы:
неармированные рукава и изделия с нитяным усилением (ГОСТ 10362-76);
рукава с текстильным или нитяным усилением — без армирования, но с каркасом (ГОСТ 18698-79);
армированные рукава (ГОСТ5398-76).
Специалисты также выделяют стандартные модели и рукава с заземлением.
Рукава широко используются в следующих областях:
Комплектация систем перекачки тормозной, охлаждающей жидкости;
Системы перекачки топливных смесей, солярки, бензина;
Нефтепереработка;
Транспортные нефтеналивные терминалы, где осуществляется перекачка сырой или переработанной нефти из хранилищ в бункера судов, железнодорожные, автомобильные цистерны.
В первую очередь, рукав должен быть устойчив к механическому износу. Как известно, основная нагрузка при монтаже топливных или иных систем и перекачке транспортируемой жидкой среды концентрируется на сгибах. К тому же в таких системах жидкости обычно перекачиваются под давлением, которое рукаву тоже необходимо выдержать. Стандартные шланги на подобную нагрузку не рассчитаны, поэтому в случае их эксплуатации для данных целей на изделиях быстро формируются поверхностные, а потом и структурные трещины, провоцирующие разгерметизацию циркуляционного контура. Специализированные рукава гораздо более прочные, однако, обслуживающий персонал не должен забывать о необходимости их регулярного осмотра. Если в ходе проверки на материале появляются следы старения, износа, лучше заблаговременно провести замену.
Достигается подобная прочность особой структурой рукава. Он сформирован несколькими слоями, у каждого из которых – свои уникальные особенности, характеристики и задачи:
Внутренний слой. Его основа – специальный полимерный материал. Полимер легко выдерживает взаимодействие с агрессивными химическими веществами без разрушений. Идеальная гладкость внутреннего слоя не увеличивает гидродинамическое сопротивление, обеспечивает достаточную пропускную способность, препятствует накоплению загрязнений;
Средний слой (армирующий). Он отвечает за усиление конструкции, гарантирует ее устойчивость к многократным сгибам, растяжению, давлению, порезам. Необходимая прочность рукава достигается использованием соответствующих материалов — синтетических волокон, металлической проволоки, полимерной или металлической сетки;
Верхний слой. Полимер, устойчивый к нагреву, давлению, влаге и другим нагрузкам, с которыми может столкнуться рукав в процессе эксплуатации. Встречаются также рукава с внешней нитяной обмоткой, которая выполняется для увеличения прочности и износостойкости изделия при его соприкосновении с внешними элементами системы или посторонними предметами в процессе эксплуатации, а также в целях безопасности оператора.
Чтобы рукав сохранил изначальные параметры, ему необходимо обеспечить соответствующие условия использования и хранения. Недопустимо чрезмерное давление, растяжение в процессе монтажа, контакт с объектами, работа которых провоцирует трение оболочки рукава.
Значимый момент — соблюдение интервалов профилактического обслуживания и осмотра, что позволяет своевременно обнаруживать мелкие повреждения, развитие которых может со временем спровоцировать аварию с тяжелыми последствиями. Обнажение армирующего слоя оплетки, выраженные потертости, вздутия, перекосы, трещины — все это причины для немедленной замены рукава. Осматривать нужно не только непосредственно поверхность рукава, но и места его подсоединения к системе. При необходимости, фитинги нужно подтянуть, чтобы исключить случайный срыв, утечку технической жидкости, разгерметизацию контура. Рекомендуется также тщательно удалять загрязнения, обнаруженные в местах соединений.
Существуют также правила хранения маслобензостойких рукавов, согласно которым держать их следует в сухом и прохладном месте, куда исключено попадание прямых солнечных лучей. Рукав при этом должен находиться в свободном состоянии — без скруток, принудительных перегибов, без фиксации с помощью металлической проволоки. Сворачивание рукавов разрешается только на специальные катушки определенного диаметра.