Строительство дома - Ремонт квартиры - Дизайн

Опалубка в монолитном строительстве

С появлением мощной строительной техники уровень механизации монолитного строительства существенно возрос. Сегодня эта технология применяется буквально повсеместно для возведения зданий и сооружений самого разного назначения — от многоэтажных жилых домов до путепроводов и объектов атомной энергетики. Даже неблагоприятные погодные условия перестали быть помехой для проведения работ и набора прочности бетонной смесью, так как защиту стройплощадки от дождя, снега, ветра и холода можно обеспечить, используя мобильные каркасные тепляки и тепловые пушки. В монолитном домостроении важная роль сегодня отводится опалубочным системам. Примитивные формы, собираемые из фанеры, досок и бруса, уступили место сложным конструкциям, состоящим из множества элементов с тщательно выверенной геометрией. Современная монолитная опалубка дает возможность реализовывать уникальные архитектурные проекты.

Стальная строительная опалубка

Съемная и несъемная опалубка

Обычно классификацию опалубки начинают с её деления на съёмную и несъемную. Последняя после того, как бетонная смесь набрала прочность, не демонтируются, оставаясь частью здания или сооружения. Сейчас несъемная опалубка применяется всё реже и встречается преимущественно при возведении небольших частных домов и построек хозяйственного назначения. Оптимальный материал для неё — пенополистирол, так как он обладает хорошими теплоизоляционными характеристиками.

Что касается съемной опалубки, то она представляет собой многоразовую систему, которая по окончании бетонных работ снимается и может быть перемещена на другой участок строительства для повторного использования. Количество рабочих циклов опалубки при этом зависит от материала, из которого выполнены её элементы, вступающие в непосредственный контакт с бетоном.

Деревянная опалубка

Материалы для монолитной опалубки

И здесь мы подходим ко второй системе классификации, согласно которой опалубочные системы делятся по материалам изготовления. Из наиболее часто встречающихся можно назвать следующие:

Дерево — имеет массу недостатков, среди которых низкая устойчивость к механическим повреждениям, высокая гигроскопичность и, соответственно, быстрый износ. Максимальное количество рабочих циклов деревянной опалубки редко превышает 30. Единственным ее преимуществом считается доступная стоимость материала.

Пластик предлагает сочетание гладкой поверхности и небольшого веса с хорошими прочностными характеристиками и полной неспособностью впитывать влагу, благодаря чему опалубка сохраняет свою форму на протяжении всего цикла бетонирования, а отвердевание бетона протекает постепенно, равномерно и качественно. Количество циклов бетонирования у пластиковых опалубочных систем достигает 200, но прочность этого материала специалисты считают недостаточной для использования в монолитном многоэтажном строительстве.

Балочно-ригельная опалубка

Сталь по праву считается лучшим материалом для создания многоразовой опалубки. Прочность и устойчивость к механическим повреждениям и деформации позволяют говорить об использовании стальной опалубки до 500 раз и более. Единственный её существенный недостаток — значительный вес, из-за которого приходится ограничивать площадь листов. Казалось бы, от него можно было бы избавиться, заменив сталь легким алюминием. Но наряду с небольшим весом этот металл обладает низкой устойчивостью к коррозии, которая проявляется при взаимодействии с бетонным раствором. При недешёвой цене алюминий нуждается в антикоррозионной обработке. К тому же он слишком мягок и пластичен для того чтобы на протяжении сотен циклов сохранять правильную геометрию. Их предельное количество — 300, и пальма первенства в плане долговечности остается у стали.

Классификация монолитной опалубки по сфере применения и конструкции

Опалубка, используемая в ходе монолитного строительства для отливки железобетонных конструкций, может классифицироваться по специфике применения. Отечественная промышленность предлагает комплекты, предназначенные для возведения следующих элементов зданий и сооружений:

  • простых и кольцевых стен;

  • перекрытий;

  • туннельных сводов;

  • опорных элементов (колонн).

Туннельная опалубка

По особенностям конструкции монолитная опалубка делится на рамочную, балочную и туннельную.

Рамочная опалубка представляет собой систему, состоящую из каркасных щитов, креплений и подпоров. Щит изготавливается на основе стальной рамы с поперечными ребрами жесткости, в которой закрепляется плита опалубки. Рама выполняется из полого замкнутого профиля с нанесенной на его внешнюю поверхность фасонной гофрой, задачи которой — защита торцевых участков плиты от механических повреждений и облегчение стыковки с соседними рамами. С помощью рамочной опалубки может выполняться бетонирование как вертикальных, так и горизонтальных элементов здания или сооружения, в том числе перекрытия и колонны.

Основой балочной опалубки являются изготовленные из дерева двутавровые балки, торцы которых защищены от механических повреждений наконечниками из металла или пластика. Балки имеют стандартную длину, поэтому при монтаже балочной монолитной опалубки на стройплощадке необходимо строго соблюдать выверенный шаг между ними. Помимо балок в конструкцию опалубки данного типа входят опалубочные щиты, ригель, подпоры и стальной крепеж, а также подмостки и леса, по которым в процессе выполнения работ смогут передвигаться бетонщики.

Современная опалубочная система многоразового использования

В состав туннельной монолитной опалубочной системы входят неразборные полусекции, состоящие из вертикальных и горизонтальных опалубочных панелей. При возведении типовых зданий данный тип опалубочной системы позволяет одновременно создавать стены и перекрытия. Для установки полусекций используется подъемный кран.

Довольно часто при возведении здания по монолитной технологии необходимо использовать опалубочные системы разных конструкций, соединяя их между собой. В таких случаях необходимо заранее позаботиться о том, чтобы механизмы их соединения были идентичными — выбрать поставщика, продукция которого предоставляет такую возможность, или заранее приобрести дополнительные крепежные изделия. Подобная предусмотрительность поможет избежать проблем на стадии выполнения бетонных работ.