Строительство дома - Ремонт квартиры - Дизайн

Особенности радиальных шарикоподшипников

Часть узла опоры вала, рассчитанная на перпендикулярную ему осевую нагрузку, называется радиальным подшипником. Такие детали выпускаются в большом количестве разновидностей, отличаются по конструкции, назначению, прочим характеристикам. Отдельные типы подходят только для конкретного усилия, бывают и универсальные, которые можно использовать для любых целей. Особенно распространен радиальный шариковый подшипник.

Радиальные однорядные шарикоподшипники

Благодаря широкому назначению, оптимальному сочетанию возможностей и стоимости такие модели очень часто используются в разных типах оборудования, машинах, механизмах. Процесс трения в этой детали создается посредством скольжения двух соединенных поверхностей. В конструкции присутствует корпус с отверстиями, втулки или вкладыши, внешние и внутренние кольца, оснащенные сепараторами.

Что собой представляет

Между осью и валом находится отверстие, которое заполняют смазкой. В результате создается трение скольжения. Оно бывает сухим, граничным либо газодинамическим. Вкладыши и втулки принимают на себя перпендикулярное вращающемуся элементу усилие. В большинстве случаев кольцо, расположенное снаружи, не двигается, является зафиксированным на корпусе или специальных опорах-креплениях. Выпускаются модели без колец, с выточками на поверхности.

Все существующие виды радиальных узлов рассчитаны на осевые нагрузки, очень редко их используют в других целях. Более универсальные варианты называют радиально-аксиальными. У моделей скольжения присутствует антифрикционная втулка или вкладыш. Устройства, которые функционируют только за счет силы трения, оснащены роликами, шариками.

В различных отраслях промышленности востребованы такие разновидности:

  • шариковые одно- и двухрядные;

  • оснащенные короткими роликами цилиндрической формы;

  • радиально-упорные;

  • роликовые двухрядные сферического типа.

Роликовый однорядный подшипник сферического типа

Наиболее распространен первый вариант. Именно такие изделия покупают и используют чаще других. Стоит проанализировать, чем они отличаются.

Однорядные и двухрядные шарикоподшипники

Первые особенно популярны за счет практичности применения и доступной стоимости. Рассчитаны на аксиальное усилие, по интенсивности составляющее половину статического, указанного в паспорте производителя. Существующие модели делятся на закрытые или открытые, либо открытые только с одной стороны. Наружное кольцо нередко комплектуется проточкой для стопора.

Двухрядные шариковые подшипники оснащены телами качения сферической формы. В соответствии с названием детали они располагаются в два ряда. Механизм весит достаточно много, имеет большие размеры, класс точности равен нулю. Рассчитан также на малое аксиальное воздействие. Важным преимуществом двухрядных моделей является то, что они самоустанавливающиеся. Предназначены для оборудования, которое функционирует с большими нагрузками и вращается на стабильно высоких частотах. Устройства оснащаются полиамидными, латунными, стальными сепараторами.

Роликовые подшипники

Радиально-упорные подшипники

Радиально-упорные шариковые подшипники рассчитаны на то, чтобы принимать на себя нагрузку по оси, направленную перпендикулярно валу. Максимальное аксиальное усилие подшипников данного типа зависит от угла соприкосновения тел качения и дорожек. В данную группу изделий входят как однорядные и двухрядные шарикоподшипники, так и упорные роликоподшипники — они наиболее широко распространены в машиностроении и станкостроении. Популярность радиально-упорных подшипников объясняется их способностью работать в сложных эксплуатационных условиях. Однорядные модели ценятся за тихий ход, небольшую силу трения и длительный срок службы даже при высокой частоте вращения в рабочем режиме.

Радиально-упорный шарикоподшипник

Гораздо реже в производстве оборудования применяются четырехрядные варианты механизмов. Их отличительной особенностью являются внешние и внутренние кольца, которые выполняются разъемными. Радиально-упорный подшипник может быть полностью открытым либо защищенным контактным уплотнителем или металлической шайбой. Сепараторы данной группы механизмов могут изготавливаться стали, латуни или полиамидных материалов.

Роликовые двухрядные радиальные подшипники сферического типа

Роликовые двухрядные радиальные подшипники сферического типа рассчитаны на восприятие больших радиальных нагрузок, но в то же время способны одновременно воспринимать действующую в обоих направлениях осевую нагрузку при условии, что ее величина не превышает четвертой части от разницы между допустимой радиальной нагрузкой и величиной использованной радиальной нагрузки. По сравнению с другими типами радиальных подшипников двухрядные механизмы имеют повышенную радиальную грузоподъемность при равных габаритах. Важной особенностью механизмов данного типа является способность компенсации прогибов и несоосности валов (в пределах 3%), которые могут возникать в результате технических погрешностей при сборке узла или обработке посадочных отверстий, а также под воздействием больших нагрузок.

Роликовые двухрядные радиальные подшипники сферического типа

Роликовые подшипники сферического типа могут иметь цилиндрическую посадку или коническую. В последнем случае они монтируются на коническую закрепительно-стяжную втулку для концевых опор, закрепительную втулку, коническую шейку вала. Сепараторы, изготавливаемые из латуни или бронзы, отличаются массивностью. Все модели данной группы оснащены канавками и отверстиями для внесения смазки. Повышенная радиальная грузоподъемность позволяет применять роликовые двухрядные радиальные подшипники сферического типа в мощных редукторах и вентиляторах, в конструкции прокатных станов, при установке гребных валов. Способность работать при несоосности посадочных мест даёт возможность устанавливать эти подшипники на длинных валах, которые подвержены значительным прогибам.

Источник: сайт tbbs.ru