Среди высокоподъемного оборудования большой популярностью пользуется такой агрегат, как штабелер. Именно его чаще всего используют при работе с грузами, когда речь идет о стеллажном типе хранения. По своей конструкции штабелер состоит из мачты, опорных консолей, которые оборудуют роликами. Также в конструкции штабелера имеются вилы для подъема или опускания груженных поддонов и гидравлический домкрат.
Штабелеры бывают разными, но самым популярным является самоходный штабелер. Именно о нем и пойдет речь в нашей статье далее. Если же разбираться в принципе работы штабелеров, то он предельно прост. В процессе поднятия поддона центр тяжести перераспределяется между мачтой и грузом. За счет этого можно обойтись без существенного противовеса, что делает штабелер более компактным при сравнении с автопогрузчиками.
Но отметим, что штабелер – это оборудование, которое предназначено для работы только на ровном полу, где отсутствуют трещины и пороги. Также их часто эксплуатируют на бетонных полах с мелкими неровностями в невысоких складских помещениях. Вот только это может стать причиной быстрого износа ходовой части.
Итак, перейдем непосредственно к рассмотрению выбора самоходного штабелера. При его выборе необходимо учитывать сразу несколько пунктов. Таковыми являются:
Рассмотрим вкратце некоторые из этих пунктов.
Данный параметр умеет одну особенность. Чем выше уровень подъема вил, тем меньше будет уровень грузоподъемности агрегата. Так, самоходный штабелер с высотой подъема вил до четырех метров имеет начальный параметр от 1200 килограмм. Когда же высота будет достигнута максимального предела, то штабелер не сможет поднять больше 800 килограмм. В большинстве случаев на складах используют модели самоходных штабелеров с начальным параметром грузоподъемности в 1000 килограмм, но это не значит, что это максимальный предел. Есть модели, у которых начальная грузоподъемность составляет 3000 килограмм и даже 10 тонн.
В данном случае учитывается то, сколько времени может работать та или иная модель штабелера без подзарядки. На данный параметр оказывают в прямое влияние такие показатели, как напряжение и емкость аккумуляторной батареи, мощность двигателя подъемных вил, а также мощность тягового двигателя и, конечно, максимальная высота подъема вил.
Стоит отметить, что все самоходные штабелеры делятся на полутяговые и аккумуляторные. Первые предназначены для работы на небольших складах, где оборот груза не превышает 60 тонн за одну рабочую смену. Агрегаты с тяговыми батареями способны проработать до двенадцати часов, но при этом далеко не все модели способны отработать полностью всю смену.
Данный параметр тоже очень важен, так как если приобрести слишком широкий самоходный штабелер, то он окажется бесполезным, ибо просто не пройдет так, где нужно. И первое, что нужно учитывать и знать – это то, что самоходные штабелеры, которые ведомы оператором, не способны работать в коридорах, если их ширина составляет меньше двух метров. Если производитель говорит вам обратное, то он просто вас обманывает!
Если разобраться детальнее, то есть некая величина Ast – расстояние, которое требуется для разворота штабелеру, оснащенного паллетой 1200 на 800 миллиметров. Именно такие размеры имеет европоддон. Ast – это, по сути, диагональ штабелера, к которой добавили еще десять сантиметров с каждой стороны. Таким образом рассчитывается безопасность маневра. Конечно, при очень большом желании можно работать на самоходном штабелере и в двухметровом коридоре, но это является небезопасным, а выполнение маневров будет отнимать у оператора очень много времени.
Какой же из всего этого можно сделать вывод? Чтобы работать штабелером было безопасно и комфортно, ширина прохода между стеллажами должна быть не менее 2,2 метров, а еще лучше 2,5 метра.
Данный параметр тоже очень важен. Практически все штабелера предназначены для работы на идеально ровной и твердой поверхности. Однако в действительности работает такое оборудование совсем в других условиях. Дорожный просвет штабелера обычно не превышает трех сантиметров, поэтому любая наклонная площадка может вызвать проблемы с преодолением препятствия.
Но выход есть! Производители создали специальные штабелеры, у которых дорожный просвет составляет шестнадцать сантиметров. За счет этого оборудование может преодолевать разные препятствия и неровности. Кроме того, штабелеры отличаются крайне низкой степенью устойчивости. Особенно, если речь идет о моделях с большой высотой подъема. Поэтому неровный пол – это потенциально опасно, так как агрегат может просто перевернуться.
Особое внимание следует уделять тому, каким материалом покрыты колеса штабелера. Это может быть либо резина, либо полиуретан – последний является более дорогим. Однако полиуретановые колеса отличаются большей прочностью и лучше подходят для эксплуатации на бетонном или асфальтируемом покрытии.
Напоследок отметим, что прочность конструкции самоходного штабелера и его узлов тоже очень важны. Поэтому необходимо обращать внимание на корпус штабелера, который прикрывает электрические узлы и двигатели. Если самоходная модель высокого класса, то корпус у нее изготовлен из прочного листа стали, толщина которой не менее пяти миллиметров. Такой корпус способен выдержать удары и столкновения в процессе эксплуатации. Надежно должна быть защищена стальным листом и ходовая часть.
Следует обращать внимание и на прогиб вил в момент максимального подъема груза – он должен быть минимальным. В противном случае эксплуатировать штабелер будет крайне сложно. И еще у подъема должно быть два цилиндра вил – это позволит оператору визуально контролировать весь рабочий процесс.