Строительный материал – это материал (включая и штучный),
который предназначается для возведения строительных конструкций различных
зданий, сооружений, и для производства строительных изделий.
Одновременно с такими традиционными материалами, как кирпич и древесина сегодня активно используются такие новые материалы, как стекло, пластмасса, сталь и бетон. В последнее время все большую популярность завоевывают металлопластик и железобетон напряженный.
В ходе строительства, использования и ремонта сооружений и зданий строительные конструкции и изделия, из которых они возведены, постоянно подвергаются разным физическим, механическим и технологическим воздействиям. Инженер-гидротехник должен грамотно подобрать материал, конструкцию либо изделия, которые обладают достаточной надежностью, долговечностью и стойкостью для конкретных условий.
Все строительные изделия и материалы, используемые при строительстве, ремонте и реконструкции различных сооружений и зданий, подразделяют на искусственные и натуральные (природные).
Их, в свою очередь, делят на два основных типа:
- к первому относят: лесоматериалы, цемент, бетон, кирпич и др. Их используют
при создании разнообразных элементов зданий (полов, покрытий, перекрытий, стен).
- ко второму типу относят изделия и материалы специального назначения:
акустические, теплоизоляционные, гидроизоляционные и т.д.
К основным видам строительных изделий и материалов
относят:
- изделия металлические,
- лесные материалы, изделия из них,
- вяжущие неорганические и органические материалы,
- каменные натуральные материалы и изделия, созданные из них.
В зависимости от условий строительства, назначения, условий эксплуатации сооружений и зданий подбирают соответствующие строительные материалы, обладающие определенными необходимыми качествами, а также защитными свойствами. С учетом этих особенностей всякий строительный материал должен иметь определенные строительно-технические свойства. К примеру, материал, предназначенный для создания наружных стен постройки, при своей достаточной прочности должен иметь минимальную теплопроводность, что позволит ему защищать помещения от уличного холода. А материал, предназначенный для создания покрытия дорог (бетон, асфальт), должен обладать малой истираемостью и высокой прочностью, чтобы быть в состоянии выдерживать длительные нагрузки от транспорта.